Виды
Для создания аграманта используются разные техники:
Вид рукоделия | Особенности | Преимущество |
---|---|---|
Вышивка | Тесьма с несложным узором, вышитым крестиком или двухсторонним швом. | Практичный вид тесьмы, хорошо выдерживающий частую стирку. |
Плетение на коклюшках | Кружево в виде тесьмы или отдельных элементов. Часто изготавливается из золотых или серебряных нитей. | Самый изящный и трудоемкий вид аграманта. |
Вязание | Тесьма обвязывается крючком по краям. | Зубчатый край вывязывается одновременно с тесьмой либо привязывается к готовой текстильной ленте. |
Фриволите | Плетется иголкой или челноком | Тонкое и прочное кружево, часто украшается стеклярусом, люрексом. |
Макраме | Кружево создается плетением разных видов узлов. | Выполняется крепкими нитками или тонкими шнурами. |
В настоящее время аграмант изготавливают преимущественно промышленным способом. Используют натуральные, синтетические и искусственные нити. Также его плетут из шерстяных и шелковых шнурков, люрекса, стекляруса.
Выбор ажурных занавесок
Создание ажурных красивых штор осуществляется разными способами. В первом случае на основание всего изделия пришивают отдельные самостоятельные плетеные фрагменты.
Такой способ придает готовому полотну уникальный внешний облик. Во втором варианте создается полностью кружевное изделие.
Чтобы сделать ламбрекены, используется платная тканевая основа или, как альтернатива, поролоновая – бандо. Интерьеры с фото ажурных штор, где плетеный узорчатый орнамент сочетается с практически прозрачной легкой тканью, выглядят по-настоящему очаровательно.
Главная особенность подобных оконных штор заключается в из способности делать атмосферу в любом помещение легкой, более уютной и по-домашнему теплой. Благодаря многочисленным мастер-классам сегодня можно легко создать ажурные шторы своими руками и украсить ими свой дом.
Уход
Кружевная ткань очень нежная и требует деликатного обращения
Для сохранения изящной структуры важно соблюдать правила ухода
- Стирка только ручным способом.
- Используют теплую воду не выше +40°.
- Включать машину разрешается лишь для плотных изделий.
- Закладывать их в барабан нужно в мешке для стирки.
- Моющее средство выбирают гелевое для тонких тканей.
- Рекомендуется использовать хозяйственное мыло. Достаточно намылить изделия и подержать в мыльном растворе 20-30 минут. Тщательно прополоскать.
- После легкого сжатия оставить для стекания воды.
- Для сушки разложить на горизонтальной поверхности и аккуратно расправить.
- Гладить теплым утюгом через марлю или хлопчатобумажную ткань.
- Движения должны быть легкими, чтобы не повредить ажурную структуру.
Фактурное кружево или с объемными узорами гладить нельзя, как и синтетическое.
Бобинное (коклюшки) кружево
Корнями возникновения уходит в бельгийскую провинцию — Фламандию (1717г). Начальная стадия развития попала на сложные времена, происходящие в стране. Несмотря на трудности кружевоплетение стало развиваться и вошло в школьную программу для девочек. Характерен растительный принт. Для плетения сочетаются нити разные по размеру. Один из трудоёмких и дорогостоящих способов кружевного мастерства. В соответствии с этими причинами исчезло из массового производства. Выполняются только индивидуальные заказы. Мастерице для работы нужно несколько нитей, которые накручиваются на коклюшку (в одной работе около тысячи штук). Эскиз наносится на тонкую бумагу.
По контуру закрепляются булавки. Из-за формы скрепления носит название сколки. Заготовки переносятся на подушку, размер которой зависит от предполагаемого изделия. Нити фиксируются в начале изделия и начинается кружевоплетение. В процессе коклюшки убираются или добавляются. Для контурного выделения используется более толстая нить.
По окончании работу снимают с бобины и вынимают булавки. Кружевные наряды пользуются спросом у аристократии и является обязательным аксессуаром для живописцев. В настоящее время ни один уважающий себя турист не покидает страну, не купив стилизованную ажурную вещь.
Состав
Инновационная ткань изготавливается из искусственных синтетических волокон – полиэфира (или полиэстр). Нити переплетаются, образуя особенную сетчатую решетку.
Плотность, фактура и эластичность материала, может быть разной, в зависимости от назначения.
Современные акустические ткани, выпускаются разных цветов, они могут иметь однотонный окрас, разноцветный принт или логотип компании.
Акустическая ткань относится к техническим материалам.
Некоторые виды, обрабатываются огнеупорной пропиткой – антипереном, на основе ингибиторов. Что повышает пожаробезопасность в местах с массовым пребыванием людей.
CLOTHBLK, ткань звукопрозрачная серая
История
Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.
Елецкое кружево
Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.
Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.
Елецкое кружево. Фото: cultinfo.ru
Как правильно ухаживать за изделиями из кружевных полотен
Кружево – деликатная ткань, требующая особого ухода.
Соблюдайте рекомендации производителя, указанные на ярлыке изделия.
- Стирать одежду из кружева не рекомендуется. Воспользуйтесь услугами химчистки.
- Кружевное белье стирать вручную при температуре н е выше 30 градусов. Запрещено использование отбеливателей и агрессивных моющих средств.
- Не выкручивать. Отжимать в полотенце.
- Не применять машинную сушку.
- Не сушить на батарее и открытом солнце.
- Кружевные изделия, которыми вы редко пользуетесь, хранить в коробке, обернув пергаментной бумагой или на вешалках в специальных чехлах.
Основные типы
Кружева встречаются в разных плотностях. Легкие, подходят для пошива нижнего белья или украшения одежды
Чтобы изделие не подвергалось разрывам по швам или образованию небольших отверстий в тонкой сетке, важно чтобы производитель гипюра и эластичного кружева гарантировал качество товара
Гипюр
Гипюр – один из видов кружева. Представляет собой ткань с орнаментом из шелковых или льняных нитей. Техника изготовления гипюра известна еще с 16-го века. Она позволяет получать нежные, ажурные изделия с очень разнообразными узорами и орнаментами. Кружево ручной работы высоко ценится у потребителей, производится в промышленных масштабах.
Гипюр часто путают с вышивкой, ведь оба текстильных орнамента очень похожи. Его характерной чертой являются крупные нерегулярные сетки и выпуклый рельефный рисунок. Вышивка производится непосредственно на ткани.
Часто гипюр приобретается для украшения штор. Декоративный элемент в виде гипюра на занавеске бросается в глаза и увеличивает привлекательность оконных решений. Материал придает интерьеру неповторимый характер и подчеркивает красоту ткани, на которой он сшит.
Женская мода годами использовала гипюр в виде интересных декоративных аппликаций на платьях, блузках, футболках или шортах. Особенно, популярность набирает применение материала для пошива вечерних и свадебных нарядов.
Эластичное кружево
Представляет собой тонкую, легкую, эластичную ткань. Занимает ведущее место в производстве галантерейных изделий. Благодаря высокой гибкости, кружево используют для пошива женской одежды – вечерних и коктейльных платьев, нижнего белья.
Идеально сочетается с атласом и трикотажем. Является отличным материалом для изготовления танцевальных и балетных костюмов. Несмотря на тонкость и легкость, эластичное кружево обладает прочностью и стойкостью к небольшим повреждениям.
Хлопковое кружево
Представляет собой декорирующий материал, который изготавливается путем сплетения хлопковых или льняных нитей. Отличается высоким качеством, богатым дизайном и уникальностью на европейских рынках.
Хлопковое кружево – результат кропотливой работы визуальных художников, программистов и машин. Имеет толстоватую структуру, но при этом выглядит воздушно и легко.
Раскрой
Скажем несколько слов о раскрое кружева и кружевного полотна.
Если Вы шьёте из материала с крупным рисунком, раскладывайте выкройки в полном варианте, не складывая ткань пополам. Так Вы сможете правильно расположить узор на будущем изделии. Тонкое кружевное полотно с мелким повторяющимся узором можно кроить как обычно, сложив ткань пополам.
Направление долевой нити на кружеве можно не учитывать, однако его нужно делать одинаковым для деталей переда и спинки, а также обоих рукавов.
Располагайте основные фрагменты узора симметрично по отношению к центру изделия.
Старайтесь добиться совмещения рисунка в соединительных швах модели.
Если края Вашего материала украшены фестонами, расположите их по низу или линии выреза платья, или краю рукавов. В таком случае, выкройку размещают без учета припусков на подгибку или обтачку.
Немного истории
Первые упоминания об ажурных кружевах относятся к XVI веку и связаны они с Италией. Тогда ажур называли Punto Aria, что переводится как «стежки в воздухе». Изготавливали его с помощью обычной швейной иголки, создавая интересные плетения, быстро завоевавшие популярность у знати не только Италии, но также Испании, Бельгии, Англии и Франции.
Именно французы первыми научились изготавливать такой тюль, а англичане догадались соединять готовые кружева с основой из шелкового шифона. В Россию такое плетение пришло в XVII веке. Русские умельцы переняли опыт европейских мастеров и усовершенствовали его. В ткани ажур появился новый интересный орнамент и особый колорит.
Кружевной наряд в пол
Платье длины макси, сшитое из дорогого кружева – это один из популярнейших вариантов вечернего лука, который можно надеть на выпускной и на свадьбу. Ажурное плетение само по себе уже является украшением, поэтому даже для торжественных мероприятий аксессуаров и украшений на женщине должен быть минимум. Палитра подобных вещей очень разнообразна от белого и всевозможных пастельных тонов до красного, бордового, синего, фиолетового и черного.
Изделие из кружевного полотна попроще, например, хлопчатобумажной прошвы станет прекрасным вариантом для летнего аутфита, в котором будет не жарко, а комфортно в любую жару. Расцветки такого летнего сарафана или платья могут быть самыми яркими и сочными. Дополнить летний образ можно плетеной сумкой, босоножками на танкетке и стильными солнцезащитными очками.
Однако, это не означает, что длинное кружевное платье можно носить только летом. Этот предмет гардероба гармонично впишется и в офисный лук, просто его следует дополнить классическим пиджаком. Осенью и весной ажурное макси можно носить с полувером или свитером.
Важный момент в кружевном платье – это подкладка. Конечно, молодые и смелые девушки с точеной фигурой могут примерить смелый образ из кружевного платья в пол без подкладки и высоких сапог. Тем же, кому такой аутфит кажется слишком смелым, следует позаботиться о нижнем платье. Здесь к кружеву любого цвета беспроигрышный тандем составит бежевый материал. Чем точнее он будет повторять оттенок кожи, тем будет лучше.
Преимущества и недостатки
Положительные свойства кружевной материи:
- привлекательный вид, интересная фактура;
- придает изделию праздничный вид: нет лучше способа украсить платье, чем кружевные детали;
- хорошо пропускает воздух;
- большинство видов, кроме наиболее плотных, прекрасно драпируются;
- не мнется (кроме ришелье, которые прогладить после стирки все же придется);
- универсальная: подходит как для одежды, так и для домашнего текстиля и рукоделия;
- может быть как легким, так и плотным;
- плотность волокон обеспечивает прочность материи;
- натуральное кружево экологично, не вызывает аллергии;
- большой выбор рисунков, цветов.
У кружева есть и недостатки:
- довольно трудоемкий уход;
- сложность в создании ручным способом;
- синтетические ткани нельзя утюжить, натуральные гладят только через защитную сетку;
- прозрачность материала позволяет использовать его в одежде только в виде отдельных элементов или в сочетании с другими материалами;
- требует аккуратной носки, так как нитки цепляются и вытягиваются, сеточную основу легко зацепить и порвать.
Ткань с ажурной красотой
Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.
Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» – ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.
Основные характеристики ажурного кружева
Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:
Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.
В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.
Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:
Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.
Для чего применяется ажурная ткань
Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:
- свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
- бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
- нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
- шарфы и палантины;
- блузки для нарядных костюмов;
- воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.
Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.
Уход за изделиями из ажурной ткани
Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.
- Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
- Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
- Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
- Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
- Сушат изделие в расправленном виде.
- Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».
С акцентом на талии
Независимо от типа фигуры, приталенные кружевные платья идут абсолютно всем женщинам, визуально делая фигуру стройнее, добавляя силуэту элегантности и изящества.
В зависимости от длины юбки все модели такого плана можно разделить на три группы:
- Макси. Длинное кружевное одеяние с акцентом на талии можно носить не только как повседневный лук, но и надеть на выпускной, на свадьбу. Каждодневный образ можно составить из модели светлых оттенков, дополнив кожаной косухой и кедами. Для вечернего кружевного наряда можно выбрать что-то более яркое, сменив сумку тоут на клатч, а кеды на каблуки.
- Миди. Такие наряды несут в себе небольшую ретро нотку, что делает их еще интереснее. Дина до колена или чуть ниже идеально подойдет для создания гармоничных образов в различных стилях: бохо, романтик, гранж и других.
- Мини. Короткое приталенное платье из белого кружева – это такой же маст хев в гардеробе модницы на сезон 2022 года, как и маленькое черное платье. Оно может быть коктейльным аутфитом или повседневным, например, в сочетании с этническими украшениями или джинсовой курткой.
Скань — традиционная русская ювелирная техника.
В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.
Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.
История. В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.
Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.
С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности. В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности .
Юбка и блуза конец 19 в:
————————
Период 1890-1914 годов — период модерна
стал временем возрождения кружева.
Благодаря моде воспроизводились практически все виды старинного заподноевропейского кружева по образцам и сколкам из Италии, Фландрии и Франции.
Мастерицы, художники и торговцы кружевом пытались вдохнуть жизнь в эту старую отрасль.
Для создания новых произведений с небывалым прежде рвением отыскивались вес более и более оригинальные приемы давно ушедших стилей.
Наибольшим спросом в это время пользовались все виды венецианских гипюров и их стилизации в виде венецианского ришелье и филе-гипюра; миланское ленточное кружево и относительно близкие к нему технологически сорта баттенберг и пуан-ляс, а так же имитации шитых «королевских» кружав аласон и аратан и стилизация этих двух сортов под названием аржантеллла.
/Б.Шапиро»История кружева«/
—————————————————————————————————
Юбка расшитая вышивкой 1902-1905 гг:
В эпоху модерна изготавливали одежду уже по моде того времени, которая была не для красования,а более пригодна к носке и не копировала слепо воротники и манжеты прошлых XVII-XVIII веков.
В конце 19-начале 20 веков с развитием промышленности, науки и техники уже начала входить практика — больше сделать — больше продать. Выгода и обогащение становилось на первое место в обществе.
В итоге стала характерна стратегия продажи кружева как заурядного товара, для чего его старались изготовить как можно дешевле, часто применяя одновременно простой рисунок и упрощенную технологию изготовления.
Все больше и больше в продажу входили подделки кружев…
——————
Уход
Поскольку аграмант обычно пришивается к изделию, то и чистится вместе с ним. Поэтому нужно руководствоваться рекомендациями по уходу, указанным на ярлычке или в сопроводительном описании.
Общие правила:
- Изделиям из натуральных, смесовых и синтетических волокон рекомендована ручная или машинная стирка в деликатном режиме.
- Для стирки использовать жидкие моющие средства (гели, концентраты), не содержащие хлора и других агрессивных веществ.
- Запрещено сильно выжимать и выкручивать.
- Сушить в расправленном виде на горизонтальной поверхности.
- Если разрешена глажка, то утюжить с изнаночной стороны на мягкой подложке. Предпочтительный режим – синтетика, шелк или шерсть (зависит от состава нитей).
- Хранить аккуратно сложенными в сухом месте, защищенном от солнечного света.
Описание
Кружево – это ажурный текстиль без тканой основы. Рисунок формируется переплетением нитей. Особенность полотна в его воздушности, эластичности и сетчатой структуре. Для него характерно чередование ажурного фона и плотного узора, ритмическое строение рисунка.
Ткань выглядит нежно и роскошно. Отлично держит первоначальную форму, мало мнется, комфортна в носке. Чтобы оттенить очень тонкое и легкое полотно, придать контраст, используется подкладка из ткани.
Предназначено кружево для отделки сорочек и белья, как украшение интерьера, для изготовления предметов быта и нарядной женской одежды. Примером таких изделий являются салфетки, узорчатые покрывала и скатерти, дорожки. В качестве декора используются бордюры, прошвы, кружевные ленты, вставки по форме треугольников, полос или квадратов.
В чем привлекательность ажурной ткани:
- интересная, красивая фактура;
- придает одежде праздничный, торжественный вид;
- хорошо драпируется и ложится в изделии;
- не мнется и мало загрязняется;
- отлично комбинируется с другими тканями;
- большой выбор рисунков;
- разнообразие и универсальность применения.
К недостаткам относится сложность и трудоемкость ручной работы. Нежная ткань требует бережного обращения и аккуратной носки, иначе быстро повреждается. Нитки легко вытягиваются, а сеточная основа рвется. Из-за прозрачности и легкости требует использования в одежде многослойности или комбинирования с другими тканями.
Виды по составу
Эффектные, ажурные изделия смотрятся по-разному в зависимости от вида используемых волокон. Для изготовления применяют нити хлопка, шерсти, льна, шелка и металлизированные. Для придания прочности и эластичности добавляют лайкру, эластан, полиэстер.
Текстильная промышленность предлагает полотна в белом тоне и цветные.
В зависимости от состава плетение бывает:
- натуральное;
- синтетическое.
По плотности и ширине
Кружево может быть легким или плотным и прочным в зависимости от рисунка и типа нитей. Производится в виде полос для отделки или сплошного полотна для изготовления нарядов и предметов декора.
Виды по плетению
В зависимости от способа изготовления различают ручное и машинное кружево. Изначально оно было только результатом работы мастериц. С началом широкого применения появилось и усовершенствовалось механизированное производство на специальных машинах.
Ажурный материал классифицируется по технике и географии происхождения. Виды кружев по способу исполнения:
- вязаное с помощью крючка или спиц;
- узелковое, полученное методом макраме или фриволите;
- плетенное на коклюшках;
- шитое в игольной технике или хардангер;
- ленточное.
Сплетенное крючком кружево делится на группы по типу инструмента.
С помощью короткого крючка получают:
- обычное и немецкое;
- брюггское;
- венецианское (гипюр);
- филейное;
- ирландское;
- Ретичелла;
- Вилочное.
Длинным крючком изготавливают:
- викторианское;
- афганское;
- тунисское.
Видовое разнообразие
Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.
Французское кружево
Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.
Кружева Алансонии
Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.
Ирландское кружево
Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.
Бобинное (коклюшки) кружево
Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.
Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.
Полученное на коклюшках кружево различают:
- численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
- парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
- сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.
Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.
Шантильи
Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.
Гипюр
Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.
Достоинства и недостатки кружева
Кружевная ткань обрела свою популярность неспроста. Материал обладает множеством положительных качеств:
- Необычный привлекательный вид. Изделия из кружева всегда привлекают взгляды.
- Универсальность. Материал можно использовать и для создания одежды, и для штор, и т. д.
- Отличается приятной фактурой и хорошо пропускает воздух.
- Обычная одежда превращается в праздничную.
- Большая плотность волокон, которая обеспечивает прочность и долговечность.
К недостаткам кружевной ткани можно отнести следующие:
её нужно очень осторожно утюжить, иначе можно повредить сетчатую основу. А, например, синтетическое кружево утюжить горячим утюгом вообще нельзя.
на материале могут образовываться “зацепки”, которые вытягивают нити из узора, поэтому вещи из него нужно носить аккуратно.
Применение
Кружевное полотно находит разнообразное применение. Воздушный материал используется для создания нарядов и платьев для торжественных событий – на свадьбу, выпускной бал, вечерний выход. Ажурные полотна успешно используют модные дизайнеры для эксклюзивных моделей.
Мнение эксперта
Алена
Эксперт и технолог по тканям Алена Хлебникова готова ответить на ваши вопросы.
Небольшие кружевные вещи способны украсить любую одежду и всегда пользуются спросом. Это может быть шарф или платок, палантин, воротники и манжеты.
Материал востребован для изготовления женских трусов, нижнего белья, пеньюаров, чулок и колготок. Ажурный элемент часто украшает сумочку, веер, брошь, шляпку, серьги, колье и даже обувь.
Без внимания не остался и домашний текстиль. Декоративные вставки или отделка украшают постельные комплекты, полотенца, занавески, скатерти, покрывала.
Накидки, шторы и салфетки изготавливаются полностью ажурными и украшают интерьер.
О технологии
Денег на развитие бизнеса изначально не было. Первоначальные затраты состояли только из расходов на крючок и нитки. Потом родные на день рождения подарили первый раздвижной портновский манекен — все свои работы собираю только на таких манекенах. Постоянные покупательницы говорят о дистанционном попадании в размер на 100%.
На манекене все нужные объемы и параметры выставляются с помощью специального колесика — он становится копией фигуры. Потом на него в композицию булавками изнанкой вверх закрепляются все мотивы — чтобы не сдвигались. Затем нерегулярной сеточкой все это ввязывается в единое целое.
Фото из архива Ольги Старостиной
Выкройку рукавов делаю на плоскости, затем примеряю их на специальном планшете из пенополистирола плотностью 25. Готовый рукав уже на манекене ввязываю в готовое изделие.