Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Шерстяная группа

Ассортимент этой группы включает ткани, изготовленные из шерсти животных. Чистошерстяными считаются материалы со 100% содержанием натурального сырья, но допускаются добавки других волокон и нитей не более 5%. Производство тканей ведется из овечьей, козьей и верблюжьей шерсти.

Основное свойство шерстяных тканей — способность сохранять тепло. Недостатками являются повышенная пылеемкость, накопление статического электричества, трудности при раскрое и пошиве изделий, требовательность в уходе.

Основная классификация тканей из шерсти осуществляется по виду применяемой пряжи и способу изготовления. Шерстяные материалы делят на такие основные виды:

  • Камвольные. Вырабатывают из гребенной пряжи. Рисунок переплетения — открытый. Это довольно тонкая ткань, полученная полотняным, саржевым, креповым, жаккардовым переплетениями. Камвольная группа делится на три подгруппы: платьевые (крепы), костюмные (шевиоты, трико, бостоны, крепы) и пальтовые (габардины, коверкоты).
  • Тонкосуконные. Производство ткани осуществляется из аппаратной тонкой пряжи. Это ткань с ворсом, закрывающим рисунок переплетения. Применяются полотняное, саржевое, мелкоузорчатое и многослойное переплетения. В эту подгруппу входят платьевые, костюмные и пальтовые ткани (драпы, сукна). В народе тонкосуконные материалы называют ткань рубчик. Плотность ткани затрудняет драпировку и раскрой.
  • Грубосуконные. Изготавливают из толстой аппаратной пряжи. Чаще всего это рыхлая, плотная и грубая ткань. Используется для пошива спецодежды.

Как выбрать правильный грунт? Виды грунта

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Грунтовка холста

Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.

Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.

Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.

  • Клеевой грунт – идеальный выбор для масляной живописи, подходит для всех видов основы. Масляные краски хорошо себя ведут себя на клеевом грунте, сохнут относительно быстро, без образования трещин.
  • Эмульсионный грунт подходит для любой основы и всех техник живописи. Он не растворяется в воде, поэтому на нем можно писать не только маслом, но и акриловыми и темперными красками.
  • Масляный грунт предназначен для всех основ, но его предпочитают далеко не все художники. Используется только для тонкой масляной живописи, если вы пишете пастозно, то стоит выбрать другой вариант. Если вы решили самостоятельно нанести масляный грунт, учтите, что он полностью высыхает в течение 10-12 месяцев.
  • Акриловый грунт подходит для масляной, акриловой, темперной живописи, его можно наносить на любые основы. Рекомендуется для самостоятельной грунтовки полотна, так как он очень пластичный и не склонен к растрескиванию.

Как проверить качество грунтованной основы?

  • На поверхности не должно быть никаких зазоров, точек, ниток и т. д. Фактура может проступать только у крупнозернистого холста.
  • Нанесите на натянутый холст живописное льняное масло. Если грунт качественный, то ничего не изменится. Холст сохранит первоначальный цвет и гладкость, хотя весь будет покрыт тонким слоем масла. Если на холсте появились темные пятна, там, где масло через микротрещины проникло внутрь и впиталось в основу, то рисовать на нем нельзя. На готовой картине появятся некрасивые матовые пятна, причем убрать их лаком не получится.

Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.

Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?

Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.

  • Возьмите желатин (желательно насыщенного желтого цвета) и разведите его по инструкции производителя.
  • Когда желатин остынет, шпателем нанесите его на натянутый холст, тщательно втирая в нитки и отверстия между ними. После просыхания первого слоя нанесите еще один, дайте высохнуть.
  • Теперь нанесите на холст белую фасадную краску, если вы хотите получить цветной фон, добавьте соответствующий краситель. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Нанесите ее в два слоя широкой щетинной кистью, давая просохнуть каждому покрытию.
  • В завершение холст покрывают прозрачной фасадной глубинной пропиткой в один слой. Примерно через 5-7 дней холст будет полностью сухим и готовым к работе.

Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.

Где применяется

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Изначально ткань использовалась для пошива всевозможного текстиля: полотенца, одежда, белье, занавески, головные уборы. Создавались из нее и более масштабные вещи, например, паруса, обувь, сумки.

Сейчас, мы не испытываем дефицита, поэтому новые ткани практически вытеснили холщовку из нашего обихода. Но все же, есть такие области, где заменить ее не хотят, например:

  • Одежда в этническом стиле – этот недорогой и натуральный материал любят многие модельеры. Его используют для создания отдельных коллекций и пошива такой обуви, как эспадрильи. Любители фотосессий в славянском стиле шьют наряды из холста. Да и просто на жаркое лето можно приобрести стильный комбинезон или костюм из этой ткани;
  • Hand made – пожалуй, самая распространенная область применения этого материала. Рукодельницы шьют холщовые мешочки, декоративные думочки, сумки, полотенца, кукол, рождественские принадлежности и другие элементы декора. Выглядит все это оригинально и создает особую атмосферу.

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Читайте про: Все виды подкладочных тканей..

Многие не знают, для чего нужен холщовый мешок, что это такое и где используется. Холщовый мешочек применяют для самых разных целей. Он входит в состав некоторых крестильных наборов для хранения рубашки, пеленки и других принадлежностей. В таких мешочках продаются сборы трав, украшения, руны. Кто-то покупает их просто для упаковки подарков или для интерьера.

  • Шторы – такие шторы делают акцент на уют и натуральность интерьера. Чаще всего в таком помещении использован минимализм, а в качестве материала стен преобладает дерево. Светлые молочно-кремовые тона делают комнату воздушной;
  • Мешки для хранения и транспортировки сыпучих грузов.

Виды и характеристика художественных холстов

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Специалисты в своем деле очень внимательно относятся не только к выбору краски, но и к выбору холста.

Хлопок

Хлопковое полотно бело-кремового оттенка — самое распространенное в современной живописи. Это послушный материал, актуальный для любой техники рисования. Стоимость хлопка ниже, чем льна. Несмотря на его популярность, у материала немало минусов. Такая материя склонна впитывать влагу, деформироваться под ее воздействием, на ней возможно появление плесневых грибов. Долговечность материи также под вопросом.

Лен

Волокна льна сероватого оттенка, они используются в живописи уже не одно столетие. Это «благородный» материал, его стоимость гораздо выше хлопка. Можно отметить долговечность льняного полотна, его устойчивость к воздействиям извне и температурным перепадам. Льняной холст не провисает спустя десятилетия, не поглощает влагу в больших количествах. Но вес такого материала будет немного больше, чем с хлопковой основой.

Популярные статьи  Вафельная ткань: преимущества и для чего нужна

Синтетическая основа

Полиэстеровые волокна «выигрывают» в показателях прочности. В них меньше риска возникновения деформаций, они менее подвержены влиянию внешних воздействий. Синтетика не склонна гнить или впитывать влагу. Материал легкий, но не вызывает доверия у профессионалов. Это современный материал, поэтому оценить его долговечность на практике пока что невозможно.

Особенности живописи на холсте

Фактура холста обеспечивает хорошее сцепление краски с поверхностью. Тем не менее для получения прекрасного результата необходимо ответственно подойти к подготовке ткани к использованию. Во-первых, нужно правильно подобрать фактуру исходя из поставленных художником целей. От техники письма будет зависеть выбор зернистости холста: крупная, средняя или мелкая.

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Это важно, потому что несоответствие зернистости манере письма может усложнить процесс написания и привести к быстрому последующему старению картины. Во-вторых, холст необходимо загрунтовать и укрепить в подрамнике

Если предполагается писать на холсте маслом, то лучше предпочесть крупное зерно, для акварели или других жидких красок опытные матсера кисти рекомендуют использовать мелкозернистое полотно.

К художественному холсту предъявляется ряд требований. Он обязательно должен быть небеленым. Отбеливатели, которые применяются перед подготовкой ткани к промышленному окрашиванию, содержат различные химические составляющие, которые негативно влияют на прочность ткани. Поверхность холста также должна быть ровной, без обрывов нитей, узелков и других дефектов. Плетение должно быть плотным, нити — одинаковой толщины и натяжения. При выборе ткани необходимо тщательно визуально оценить ее внешний вид.

Подрамник и виды основы для холста

Основа – одна из важнейших характеристик холста. Его либо натягивают на подрамник, либо наклеивают на оргалит (древесноволокнистую плиту, ДВП, МДФ) или толстый картон.

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Пример холста в подрамнике

Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных, алюминиевых или пластиковых реек, на которую натягивается полотно. Холст на подрамнике «дышит», а красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Рейки обязательно имеют бортики, которые предотвращают его соприкосновение с основой. Если это произойдет, то он может приклеиться к рейкам, и тогда натяжение изменится.

  • Деревянные рейки изготавливают из твердых пород дерева – сосны, березы, дуба, бука, хорошо переносящих перепады влажности и температуры.
  • Алюминиевые отличаются небольшим весом и долговечностью, но их острые углы и края могут прорезать полотно.
  • Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
  • Пластиковые подрамники, хотя и дешевы, но ненадежны и неудобны в работе, с их помощью нельзя как следует натянуть полотно.

Они отличаются и по конструкции.

Глухой подрамник

Модульный подрамник

У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение полотна в случае его провисания нельзя.

У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья (поэтому они также называют клиновыми). Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.

Плотная основа делает работу с холстом более удобной на пленэре, так как позволяет обойтись без мольберта. Кроме того, наклеенное полотно менее подвержено деформации и повреждениям, нет опасности, что оно провиснет и таким образом, ухудшит качество красочного слоя.

  • Холст на основе из толстого картона – отличный вариант для начинающих живописцев и учащихся. Он подходит для эскизов и этюдов небольшого формата, выполненных акрилом или маслом. Позволяет оформлять работу в стандартные рамы.
  • Основа из оргалита или древесно-волокнистой плиты отлично справляется с многослойным красочным покрытием и обилием декоративных элементов. Минусы: она намного тяжелее, чем картон или даже холст на подрамнике, кроме того, может прогибаться к центру тяжести.
  • Холст в рулоне – это оптимальный вариант для поклонников крупномасштабных работ. От рулона отрезается кусок полотна нужного размера, и художник фиксирует его на подрамник или плотную основу самостоятельно. С одной стороны, это весьма экономичное решение, с другой – натяжка полотна на любую основу требует определенных навыков.

Хлопчатобумажная группа

История ткани из хлопка насчитывает не одну тысячу лет. За это время ассортимент тканей расширился до 1000 наименований. Огромное распространение материал получил за такие свойства:

  • гигроскопичность;
  • низкая себестоимость;
  • устойчивость к износу;
  • мягкость;
  • экологичность.

Недостатками хлопка являются высокая степень сминаемости и усадка. Чтобы убрать эти минусы, сырье для материала аппретируют или комбинируют с другими волокнами, в том числе синтетическими.

Производство тканей начинается со сбора коробочек хлопчатника. Из них затем извлекают хлопковые волокна, которые станут основой для нитей. Чем длиннее волокна, тем качественнее будет материал. Хлопковое сырье очищают и сортируют. Затем из них изготавливают нити. Плотность ткани зависит от толщины и способа кручения нитей.

Хлопковые нити проклеивают для предотвращения разрывов и усиления прочности. На прядильной фабрике производят непосредственно саму ткань. Большинство видов, составляющих ассортимент тканей из хлопка, ткут полотняным переплетением и его производными. Применяются также жаккардовое, мелкоузорчатое и другие виды переплетений. Первоначально полотно имеет белый цвет из-за отбеливания. После очищения от клея материал красят или наносят рисунок, если нужно получить ткань с принтом. Затем хлопок могут дополнительно обрабатывать.

По назначению хлопковая ткань делится на бытовую и техническую. Существует 17 групп хлопчатобумажных материалов: бельевая, одежная, полотенечная, платочная, подкладочная, тиковая, плательная, мебельно-декоративная, ворсовая, одеяльная, суровые ткани, ситцы, бязи, сатины, марля, упаковочные и технические ткани.

Ситцы изготавливают полотняным переплетением. Это гладкокрашеный материал или ткань с рисунком, полученным методом набивки.

Бязь — более плотная и грубая ткань за счет использования более толстых нитей. Получают полотняным переплетением. Этот вид подвергают сильному аппретированию для улучшения сопротивления к сминаемости и усадке.

Сатины ткут атласным или сатиновым переплетением. Лицевая поверхность гладкая. Эти виды ткани часто подвергаются мерсеризации. Это химическая обработка нитей, которая делает их более шелковистыми, мягкими и блестящими.

Наиболее понятной является классификация тканей из хлопка по сезонному признаку. Особенно это актуально для платьевой группы. В нее входят следующие виды:

  • Демисезонные. Производство ткани осуществляется полотняным, саржевым и мелкоузорчатым переплетениями. Для демисезонных материалов характерен больший вес ткани, усиленная структура, толщина и прочность. Название тканей этой подгруппы часто совпадает с наименованиями шерстяных полотен. К демисезонным относят шотландку, креп, тафту, поплин, гарус, шерстянку, пике и другие.
  • Летние. Чаще всего это легкая ткань светлой расцветки. Используемые переплетения: полотняное, жаккардовое, комбинированное. Ассортимент летних тканей включает: маркизет, батист, вуаль, перкаль и многие другие.
  • Зимние. Обычно это ткань с ворсом или в рубчик. Ворсованная поверхность и повышенная плотность ткани получаются за счет применения начеса уточных нитей. В эту подгруппу входят такие наименования: фланель, байка, бумазея.

Из хлопковой нити может быть изготовлена как плотная, так и тонкая ткань. Разнообразие переплетений и использование нитей разной толщины позволяют получить нежнейшую вуаль и теплую байку. Название тканей часто совпадает с названиями материалов из шелка, шерсти или льна.

Грунтованный или негрунтованный?

Грунт — это промежуточный слой, который наносится на основу. Нужен для обеспечения прочной связи основы и слоя краски, а также для создания нужной фактуры и цветового фона.

Негрунтованный холст

Рассчитан на то, что основу для живописи будут готовить сами художники и больше подходит тем, кто уже знаком с основами живописи.

Грунтованный холст

Поверхность таких полотен уже подготовлена к работе — на нее нанесена проклейка и грунт. Применяются также грунтованная бумага и картон.

Виды грунтов

Способ изготовления грунта важен для прочности накладываемого на него красочного слоя.

Клеевой грунт

Популярные статьи  Холщовая ткань — это какая?

Подходит для картин маслом и для любых основ. С ним хорошо проявляют себя масляные краски, они быстро просыхают и не растрескиваются.

Эмульсионный грунт

В воде нерастворим. Подходит на все основы. Подходит для рисования маслом, водорастворимыми красками. Техника живописи – самая разная. Лучше, чем клеевой, взаимодействует с масляными красками.

Масляный грунт

Для живописи маслом, наносится на все основы. Не подходит для рельефной живописи. В случае самостоятельного нанесения имейте в виду, что просушка занимает не менее одного года.

Акриловый грунт

Предназначен для работы маслом, акрилом, темперой. Наносится на любые основы.

Недостатки

Основной недостаток холста – это его сильная подверженность негативным воздействиям окружающей среды. Он чувствителен к влаге и изменениям температуры воздуха. Его легко повредить механически: порезать или случайно проткнуть. Некоторые виды тканевых холстов легко деформируются. Краски на холст могут ложиться неровно и начать течь, что может безнадежно испортить произведение. Со временем из-за деформации краски могут растрескаться. Истории известно много случаев потери великолепных полотен именно по этой причине. Из-за природной хрупкости тканевой основы многие мировые шедевры в музеях хранятся в особых условиях в закрытых стеклянных коробах.

О масляных и акриловых красках

Назвать идеальный и универсальный холст для масляной живописи невозможно, так как у каждого художника свои предпочтения, манера написания, вкусы и возможности. Однозначно можно сказать только о том, что лён и хлопок довольно хорошо подходят к масляной живописи.

То же самое можно сказать и про акриловые краски. Этим они и хороши, что могут использоваться на любых поверхностях: дереве, металле, стекле, холстах, штукатурки, камне и др. К примеру, можно использовать на холстах пастозную технику живописи, как акрилом, так и маслом. Но следует помнить, что первым писать гораздо сложнее, ведь акрил сохнет быстро, а создать плавные переходы некоторым художникам трудно. Впрочем, о технике акриловой живописи мы поговорим в других статьях.

Зернистость холста

Это еще одна важная характеристика живописной основы, на которую нужно обратить внимание при покупке. Зернистость также называют фактурой

Говоря простыми словами, это толщина нити, из которой соткан материал. У негрунтованного качественного холста фактура одинакова с лицевой и изнаночной стороны.

  • Мелкозернистое полотно (плотность 200-300 г/м2) имеет почти гладкую поверхность. Оно подходит для создания портретов, миниатюр и работ в других жанрах, где требуются тончайшие цветовые переходы и детальная прорисовка. Также оно удобно для лессировки, когда краска наносится полупрозрачными слоями.
  • Среднезернистый холст (плотность 300-400г/м2)– универсальный вариант, поскольку подходит для большинства работ разных форматов. Отличный выбор для начинающих живописцев.
  • Крупнозернистые холсты (плотность 500-600 г/м2) – основа для больших работ, написанных густыми красками, поскольку они хорошо держат толстый красочный слой. На них удобно работать мастихином. Учтите, что их фактура будет видна через краску.

Существуют и специфические виды холстов, например:

  • репинский – из длинноволокнистой рогожки с переплетением 4 на 4 нити, имеет очень рельефную крупную фактуру;
  • этюдный – с эмульсионным грунтом, подходит для всех техник;
  • живописный – для масляных красок. Выдерживает толстый красочный слой, но не подходит для акриловых и темперных красок, так как пропускает воду.

Переплетение холста должно быть или полотняным (для льна), или миткалевым (для хлопка). Это означает, что нити утка и основы переплетаются в ткани последовательно, образуя равномерное плетение.

Холст обязан строго соответствовать выбранной технике письма. Так, для гладкой живописи тонкими слоями следует выбирать мелкую или среднюю фактуру. Для пастозной живописи необходимо крупнозернистое полотно. Редкое переплетение не выдержит тяжести красок в любом случае.

Холст из синтетики, выбрать или нет.

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Признаюсь честно, на момент написания этой статьи, я ни разу не пользовался холстом из синтетического волокна. Более того в магазине в котором я покупаю свои художественные материалы, ни разу не видел синтетического холста. Это конечно веяние нового времени в живописи и большинство художественных салонов пока не рискуют их привозить. Искусственный холст – как можно такое выбрать, подумают большинство кто читает это. Но время идет вперед, и как раньше никто не мог даже подумать о хороших кистях из синтетики, то же самое сейчас с холстами. Плюсы холстов из синтетики:

  • думаю никто спорить не будет с тем что синтетика не гниет и не вбирает в себя влагу;
  • холст из синтетики будет легче, чем холст из натуральных материалов;

Минусы синтетических холстов:

  • как говорят художники они не прошли проверку временем;
  • мало кто практиковался на них (я и сам ни разу еще не писал на них), от того сложно сказать, как он ведет себя во время письма.
  • Встречаются также комбинированные холсты: хлопок-лен, хлопок-синтетика, лично я отношусь к ним скептически. Разные материалы ведут себя по-разному, а в комбинации могут повести себя не предсказуемо.

Какая зернистость холста нужна для качественной живописи?

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

На каждом холсте написано какая у него зернистость. Как в них разобраться и какая лучше?

Есть три вида зернистости холстов:

  • мелкозернистый холст. Такие холсты отличаются своей почти гладкостью, зернистость холста очень мелкая и от того его сейчас выбирают не многие. На таких холстах хорошо писать лессировками, накладывая один слой краски за другим. Хороший выбор если вы хотите написать портрет.
  • среднее зерно холста. А вот холст со средним размером зерна, за частую один из самых востребованных. На таких холстах удобно писать пастозно, а также можно писать лессировками.
  • крупнозернистый холст отлично подойдет для работы мастихином. Такой холст хорошо держит фактурную живопись без видимой деформации.

Какой выбрать холст, загрунтованный или нет?

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Выбор очевиден, Ваш холст должен быть загрунтованным для того чтобы на нем писать масляными красками. Не загрунтованный холст не подходит для письма, это 100%. Но как всегда у Вас есть выбор: купить загрунтованный холст, или не загрунтованный и естественно загрунтовать его самостоятельно. Как? В магазинах продается художественный грунт, которым нужно «доработать» холст.

Холст на подрамнике или на картоне, какой выбрать?

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору

Тут выбор как всегда за Вами:

  • холст на подрамнике, вы можете отрегулировать его натяжку, при перевозке можно снять холст, а потом снова натянуть. Холст на подрамнике дает «пружинистость» за счет натяжки во время письма. Лично мне это очень нравится.
  • холст на картоне, это тот же холст только приклеен к картону, он тоньше (за счет отсутствия подрамника) и стоят дешевле чем холст на подрамнике. С этим у Вас не получится регулировать натяжку полотна, но зато он и не провиснет со временем.

Также стоит сказать о фанере, ДВП и дерево на которых художники пишут этюды в студии или на пленэре

Отличный материал, но как понимаете не долговечен, писать на нем можно, но уделите внимание грунту этого материала. Фанера со временем может расслоиться, а ДВП дать волны от влаги, Дерево в данном случае будет более практично, если его хорошо загрунтовать и защитить, вы ведь видели деревянные иконы, к которым веками приходят верующие

Конечно в первую очередь долговечность картины зависит от того в каких условиях она находится, насколько переменчив климат и уровень влаги в помещении, где она висит. Материал из которого сделан холст может существенно продлить или сократить время «жизни» Вашего шедевра.

Таблица смешивания цветов красок Разбавитель для масляной краски. Какой выбрать? Какую выбрать палитру для живописи маслом? Как выбрать раму для картины, коротко и ясно. Почему так дорого? Как составить цену на свою картину.

Грунтовка

Если вы делаете холст сами, нужно его правильно прогрунтовать, чтобы краска ложилась ровно (да и вообще ложилась на холст).

Популярные статьи  Ткань аксамит: роскошь Византии в наше время

На рынке имеются универсальные загрунтованные холсты с водно-дисперсионным или акриловым грунтом для акриловой и масляной живописи. Есть в продаже холсты с пометкой “масляный грунт”, они и подходят только для масла, так как акрил за него не “зацепится”. Поэтому для акриловой живописи лучше всего брать любые холсты, но только с акриловым грунтом.

Совет: Холст для акриловой живописи не обязательно проклеивать. Затонировав его жидкой краской, она впитается в ткань, и в результате могут получаться интересные работы. Таким образом, если правильно подобрать прогрунтованный холст, то можно добиться высочайших результатов, как при помощи масла, так и акрила.

Как выбрать холст для рисования

Холст необходим для написания картины маслом. Правильный холст для живописи можно приобрести в художественном салоне, а не в магазине тканей.

Холст для живописи в продаже представлен в трех видах:

  • на подрамнике;
  • на картоне;
  • в рулоне.

Полотно с подрамника можно в любой момент снять, если потребовалась транспортировка, а затем натянуть заново. Кроме того, на подрамнике полотно немного «пружинит», что несколько облегчает процесс нанесения краски. Для картин большого размера в подрамнике используются дополнительные рейки, которые придают жесткость всей конструкции, картина не провиснет. Полотно на картонной основе получается тонкое, для него невозможно отрегулировать натяжение.

Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выборуХолст на подрамнике и картоне

Сам холст может быть изготовлен из хлопковых, льняных или синтетических волокон.

Лен

По мнению художников лучшим материалом для изготовления холста является лен. Качественное полотно должно быть однородным, без пятен, полос и узелков на волокнах. Нити должны быть натянуты параллельно.

Достоинства льняного полотна:

  • мало поглощает влагу;
  • меньше подвергается механическим повреждениям;
  • практически не провисает со временем.

Важная информация! Недостатками является высокая цена и большая масса полотна.

Хлопок

Самый доступный для художников материал. Полотно «слушается» автора и подчиняется любой технике в работе с маслом.

Достоинства хлопкового полотна:

  • доступная цена;
  • при качественном натяжении можно работать с акриловыми и масляными красками.

Недостатки:

  • накапливает влагу;
  • плохо переносит механические воздействия;
  • со временем провисает.

Синтетика

Синтетические холсты очень редко встречаются в продаже, многие салоны не рискуют их заказывать из-за небольшого спроса. Тем не менее, у них есть несколько преимуществ:

  • имеют абсолютно гладкую поверхность;
  • не провисают под тяжестью красок;
  • не гниют и не впитывают влагу.

Важная информация! Поскольку с момента появления синтетических холстов не прошло еще достаточно времени, оценить их объективно пока не представляется возможным.

Полотна различаются по степени зернистости:

  • мелкозернистое — наиболее гладкое полотно, подойдет для написания портретов и для работы с жидкими красками;
  • среднезернистое — универсальная основа, можно использовать для различных техник;
  • крупнозернистое — больше подойдет для фактурной живописи, для работы потребуется мастихин, кистями на рельефной ткани работать будет неудобно.

Крупнозернистое льняное полотно

Важно. Масляную краску наносят только на загрунтованный холст

Можно приобрести уже подготовленную, обработанную грунтом основу, или сделать грунтование самостоятельно.

Холщовая ткань: описание, особенности, применение, уход, холст, чем отличается

Не все материалы широко используются для пошива одежды, даже с натуральным составом. Что из себя представляет холщовая ткань? Эту материю еще называют мешковина, а спектр ее применения охватывает декорирование интерьера, рукоделие и хозяйственные нужды. Давайте разбираться в составе, свойствах и правилах ухода за этим материалом.

Описание, применение

Холщовая ткань, холщовка, или холстина — материя с грубым перпендикулярным переплетением волокон, которое сразу бросается в глаза. Производится из натурального сырья и считается одним из самых безопасных.

Нити для холщовки получают из льна — первого волокна, из которого стали производить ткани. Альтернативное сырье — хлопок, джут, конопля, синтетические материалы (полиэстер, полипропилен, полиамид) или их смеси. Холстина на основе синтетики не считается классической, она просто имитирует текстуру (например, ткань канвас).

Интересный факт: К холщовке можно отнести группу материалов: бязь, мешковину, миткаль. Однако традиционная холстина — это полотно, не подвергавшееся отбеливанию.

Натуральный цвет холщовки — серебристый, коричневый или желтоватый, в зависимости от исходного сырья. Полотна отбеливают либо сохраняют им естественный цвет. Встречаются и ярко окрашенные варианты с принтами.

Сейчас холщовка — это материал для декорирования интерьера (занавески, скатерти, полотенца). Она подходит для создания фона, на котором выигрышно смотрятся предметы. Эту особенность используют на выставках и в различных композициях, в фотографировании. Из холстины шьют текстильную обувь, некоторые виды одежды (например, в этническом стиле), материалы для транспортировки (мешки). Ткань незаменима для рукоделия.

История материала

Технология создания холстины известна со времен Древнего Египта. Из ткани первоначально шились плотные туники, портки, домашний текстиль, рабочая одежда. Материал как нельзя лучше подходит для этих целей: он крепкий, дышащий, выдерживает множество стирок и неблагоприятные воздействия окружающей среды.

Холстину применяли для изготовления парусов, обуви, сумок, использовали как упаковку. В зависимости от толщины, на Руси из нее делали тонкие обрядовые полотенца и грубую одежду для труда.

Холст — однокоренное слово для холщовки, и это не случайно. Полотна для художников и эта грубая материя являются родственникам, но у холста более плотное переплетение нитей. Холстина употребляется в живописи с начала 16 века.

Свойства: плюсы и минусы

Рассмотрим положительные свойства холста, сделанного из натурального сырья:

  • высокая прочность;
  • долговечность, практичность, устойчивость к неблагоприятным условиям;
  • экологичность, гипоаллергенность;
  • воздухопроницаемость;
  • термоизоляция;
  • гигроскопичность;
  • устойчивость к загрязнениям;
  • невысокая цена;
  • устойчивость к сминанию;
  • декоративность (холстина очень красива в качестве праздничной упаковки сладостей, чая и сувениров);
  • не накапливает статическое электричество;
  • не скатывается.

Совет! Льняные матери не обязательно утюжить, их можно опрыскивать водой. Через некоторое время складки расправляются сами.

К недостаткам ткани относятся:

  • жесткость,
  • грязный натуральный оттенок.

Есть несколько свойств, которые можно отнести как к положительным, так и отрицательным. Например, свойство впитывать влагу является плюсом для клинингового текстиля и пошива спортивной и рабочей одежды или обуви, но минусом для упаковочного материала. Натуральный цвет долгое время считался непривлекательным, но современные модные тенденции ввели его в тренд.

Синтетические аналоги также прочные и долговечные, но не обладают свойствами теплоизоляции. Они плохо впитывают влагу (это тоже может быть как плюсом, так и минусом), теряют прочность и плавятся при высокой температуре.

Как ухаживать

Правила ухода зависят от состава материи и ее предназначения:

  1. Грубую мешковину не стирают, только при необходимости просушивают и вытряхивают пыль.
  2. Натуральные тонкие образцы из льна и хлопка хорошо выдерживают стирку и глажку на высоких температурах. Возможна усадка изделий. Рекомендуется крахмалить текстиль: так он будет хорошо держать форму.
  3. Синтетические и смесовые ткани стирают при температуре не выше 30 градусов. Утюжат их на низкой температуре.
  4. Использование отбеливателей допустимо.
  5. Полотна с низкой плотностью после каждой стирки становятся мягче.

При выборе материи главный критерий ее качества — прочность. Популярность холщовой ткани объяснима: она натуральная, прочная, гигроскопичная, имеет декоративный внешний вид. Правильный уход гарантирует долгую службу холстины, независимо от его состава.

Оцените статью
Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору
Что такое брюки чинос
Adblock
detector