Роспись по ткани – краткий обзор методов
В настоящее время существует несколько видов росписи на тканях.
Все способы расписывания тканей обобщенно называют батик. Это древнее искусство зародилось на Востоке до начала нашей эры. Долгое время только там оно и развивалось. В Европе первыми расписывать ткани начали в 19 веке голландцы. Идея понравилась соседям немцам. Они наладили поточное производство расписанных тканей.
В России техника батик обрела популярность в годы НЭПа. Расписывали ткани для эпатажных нарядов дам (вспомните фильмы по произведениям Зощенко, Ильфа и Петрова). Дух времени, витающий в те годы на просторах отечества, отобразился на рисунках. Кроме изысканных нарядов техникой батик выполняли вымпелы, знамена, театральные занавеси для выступлений агитбригад. Времена шли, сюжеты рисунков менялись, навыки совершенствовались.
В настоящее время популярны несколько видов выполнения росписи на тканях. Многие из методов основаны на применении резервирующих составов. Содержание компонентов в них отличается. Резервирующие составы защищают ткань, непосредственно находящуюся рядом с будущим рисунком, от попадания частиц красящих пигментов.
Холодный батик
При реализации этого способа расписывания тканей в резервирующий состав входят: резиновый клей, парафин, бензин. Иногда добавляют канифоль. Заранее подготовленный состав наносят по границе будущего рисунка на ткань, натянутую на подрамник. После высыхания резервирующей смеси участки, находящиеся внутри контура, покрывают краской. Затем рисунок закрепляют тем или иным способом, выбор которого зависит от типа краски.
Горячий батик
В качестве резервирующего состава при расписывании ткани техникой горячий батик применяется смесь парафина, воска, вазелина. Соотношение компонентов может варьироваться. Чем больше в смеси воска, тем более пластичной будет ткань.
Горячий батик выполняют по-разному.
- При простом исполнении техники на натянутую ткань горячим расплавом резервирующего состава наносят рисунок, дожидаются застывания. После этого подключают красители.
- При сложном варианте росписи горячий резервирующий состав наносят поэтапно несколько раз, чередуя процесс с прокрашиванием требуемого по рисунку пространства.
- Существуют разновидности техники горячего батика «работа от пятна», создание эффекта кракле, в основе которых лежат описанные приемы простого и сложного исполнения.
Узелковое крашение
Давний, простой метод заключается в том, что на ткани в соответствии с будущим рисунком завязывают узелки. После этого кипятят в растворе красителей. Процедуру можно повторять несколько раз, изменяя местонахождение узелков и цвет пигментов.
Свободная роспись
Этот способ выполняется подобно рисованию на картоне акварельными красками. Материал предварительно грунтуют растворами крахмала, желатина, кухонной соли большой концентрации, затем расписывают. Свободную роспись можно сочетать с горячим или холодным батиком.
Набойка
Древняя техника окрашивания ткани одноцветными или разноцветными рисунками. Краситель на полотна наносили с помощью специальных, предварительно окрашенных форм. Их прикладывали к ткани стороной, на которую была нанесена краска. Затем ударяли по форме молоточком. Краска закреплялась на ткани. Сейчас вручную практически не выполняется. Любители, энтузиасты могут использовать этот метод.
Можно ли и как рисовать акриловыми красками по ткани
Акриловые покрытия используют в нескольких видах окрашивания ткани:
холодный батик на основе контуров из резервирующих составов. Эти контуры не дают акрилу растекаться, что придаёт узорам чётко прорисованный графический вид. Качество работы зависит от качества нанесения резервирующего контура. Часто используется для нанесения контура готовые трафареты для рисования на ткани несмываемыи акриловыми красками ;
узелковый батик. Этот вид окрашивания заключается в том, что схема узора формируется с помощью небольших узелков. Поле прокрашивания одних узелков, их убирают и делают новые, снова красят. Вместо вязания узелков часто перед покраской куски ткани туго скручивают;
свободная роспись позволяет просто творить на материи и получать рисунки (точнее картины) близкие к тем, что выполнены акварелью. На финальном этапе для прописывания оттенков используют резервирующие составы. Подбор нитей при применении техники вышивания и росписи тканей,как правило затруднителен, однако, если вспомнить,что такое свободная роспись по ткани, при выборе этого варианта возможностей больше;
способ с использованием аэрографа. Принцип действия этого инструмента основан на распылении мельчайших частичек краски. Меняя угол нанесения красителя, получают различные по насыщенности тона.
Полезные советы
Рисование на футболках акриловыми красками предусматривает проявление ваших творческих способностей. Для того чтобы раскрыть их в полной мере, необходимо учесть советы опытных мастеров и не повторять их ошибки. Следует выделить такие советы:
- Перед началом работы обязательно нужно постирать и высушить предмет гардероба, который вы собираетесь раскрасить. После этого он гладится и натягивается на рамку для батика.
- Если вы хотите получить рисунок без каких-либо чётких очертаний и с плавными цветовыми переходами, то можно применять свободную технику нанесения изображения. Она заключается в произвольном нанесении нескольких оттенков. После этого им дают растечься по футболке.
- Для получения изображения с чёткими формами и границами, следует применить технику холодного или горячего батика. В первом случае детали рисунка обводятся специальным составом, который предотвращает растекание краски за пределы рисунка. Во втором случае светлые части изображения пропитываются воском, который предотвращает их раскрашивание. Рисунок наносится с чётким соблюдением эскиза начиная со светлых деталей и заканчивая тёмными.
- Для придания реальности рисунку необходимо дополнить его объёмным контуром.
- Для написания предварительно продуманных слов можно использовать маркеры для ткани.
- Из плотной бумаги можно вырезать шаблон надписи или символ и закрасить его акриловой краской.
- Украшать футболку можно различными штампами, в качестве которых могут выступать любые овощи и фрукты с красивой структурой и формой. Для этого плод разрезается на две части, одна из которых окунается в краску. Готовый штамп прикладывается к нужному месту футболки.
Технология работ
Для работы нам понадобятся:
- мягкий карандаш
- краски
- кисти
- спонж
- ватные палочки
- резерв
- инструмент для нанесения резерва (стеклянная трубочка или рейсфедер)
- Карандашом наносим рисунок на ткань или переводим рисунок с бумаги. Если вы используете второй вариант, то бумагу нужно приколоть иголками с изнаночной стороны и через ткань обвести контур рисунка.
- По карандашным линиям аккуратно наносим резервную смесь. От угла наклона инструмента зависит толщина линий — чем меньше угол, тем будет тоньше линия. Перед нанесением краски нужно дождаться полного высыхания резервной смеси, чтобы избежать смешивания различных цветов (около 40 минут). При холодном способе резервная смесь не удаляется с ткани.
- Когда вы используете для росписи ткань, по которой краска хорошо растекается (хлопок, натуральный шёлк), ставьте кисточку в центре обведённого контуром участка, и краска сама будет подтекать к краям. При использовании ацетатных или капроновых тканей кисть можно подводить к самому контуру, так как на таких тканях краска растекается гораздо хуже.
- Если при работе всё же не удалось избежать затекания краски, то получившееся пятно можно попробовать органично вписать в рисунок. В любом случае, это — авторская работа, и никто не ограничивает вашу фантазию.
- Сушим готовое изделие на рамке в горизонтальном положении.
Если вы изготовили декоративное панно, то можно смело поздравить себя с окончанием работы. Те же изделия, которые в дальнейшем предполагается стирать (одежда, скатерти, шторы), необходимо подвергнуть «запариванию» для закрепления краски. Делается это следующим образом.
Если у вас в домашнем хозяйстве имеется автоклав, то это — идеальный вариант. При отсутствии автоклава для запаривания можно использовать большую кастрюлю, ведро или пароварку. Кастрюлю наполняем водой примерно на 1/5, доводим до кипения. Накрываем её куском хлопчатобумажной ткани (ткань должна немного провисать).
Готовое изделие раскладываем на ровной поверхности лицевой стороной вверх. Чистой тканью закрываем рисунок. Аккуратно сворачиваем ткань трубочкой и перевязываем. Если изделие большое и не помещается в кастрюлю, тогда его нужно свернуть так, как мы сворачиваем носовые платки (пополам, затем снова пополам и т.д.).
Кладём наше изделие на хлопчатобумажную ткань, которой мы накрыли кастрюлю
Очень важно, чтобы вода при кипении не попала на ткань. Сверху нужно положить свёрнутое в несколько раз одеяло и накрыть всё это крышкой
Время запаривания зависит от вида красителя. Для активных красителей достаточно 30 минут, для других видов красок — от 1 до 1,5 часов.
Достаём готовое изделие. Теперь его можно с удовольствием использовать и стирать сколько угодно с любым порошком.
В статье был рассмотрен только один способ ручной росписи батик, но, главное — начать. Зная основы, изучить другие способы или придумать самому что-то новое будет уже гораздо проще.
Ручная роспись «батик» — процесс настолько интересный и увлекательный, что он легко может превратиться в любимое хобби.
Подходящая ткань
Колеры своими руками делать несложно
Важно подобрать пригодную для этого ткань, чтобы она соответствовала типу красителя. Выбор материи зависит и от техники расписывания вещей
Так, горячий батик предполагает применение натуральных тканей – хлопка, льна, шерсти, вискозы, джинсовой материи. Этот способ позволяет прокрасить только такие волокна, а искусственные останутся в исходном цвете. Поэтому смесовые материалы использовать не рекомендуется.
Маркировка «Silk» на краске
Если на колере стоит такое обозначение, то повышения жесткости ткани не отмечается, потому средство годится даже для тонкой материи. Можно применять подобные красители для шелка, шифона, батиста. Большинство перечисленных тканей хорошо реагирует на технику холодного батика.
Указатель «Textile» на краске
Подобные колеры годятся для твердых, плотных тканей – замши, кожи, материи для мебели. Для темного текстиля следует выбирать красители с соответствующей пометкой.
Как декорировать шарфик своими руками?
Перейдем от теории к практике. Попробуйте сделать такой очаровательный шарф, изготовив ткань батик холодным способом. Для этого возьмите:
- прямоугольник белого шелка размером 0,5х1 м;
- кнопки;
- рамку для натяжения ткани;
- прозрачный резерв и трубочка для него;
- специальные краски для батика голубого и синего цвета;
- бензин, который используют для зажигалок;
- емкости, чтобы разводить краски;
- 2 кисточки;
- фен;
- крупную соль.
Увлажните ткань водой, используя кисть. Натяните полотно на раму, прикрепите к ней кнопками. Чтобы сделать ткань батик, нанесите на полотно кистью голубую краску.
В данном случае роспись по ткани начата со среднего сектора. Здесь по плану должны находиться облака. Разбавьте краску небольшим количеством воды, нанесите на полотно, а сверху посыпьте крупной солью. Такая манипуляция нужна для того, чтобы соль впитала воду, при этом на ткани останутся эффектные разводы.
Посушите этот участок струей теплого воздуха, держа фен не близко к полотну, затем стряхните соль. После оформления середины, переходим к краю, на котором изобразим море.
Также намочите этот участок ткани водой, натяните его на раму
Осторожно, чтобы не проглотить резерв, втяните его в трубочку. Выдувая на полотно, изобразите волны или другой рисунок моря. Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб
Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб.
Просушите резерв, вновь увлажните ткань водой, покрасьте этот участок голубой и синей краской.
Натяните другой край шарфа, на котором будет изображена земля и растения на ней. Нарисуйте резервом цветы, например, ромашки, траву, просушите. Увлажните ткань, раскрасьте эти цветы.
Высушите шарф феном, снимите с рамы. Чтобы закрепить краску, несколько раз прогладьте оформленное полотно с лицевой и изнаночной стороны утюгом. После этого нужно прополоскать изделие в холодной воде, чтобы ушла соль. В заключение — опять несколько раз прогладить утюгом. Все, можно красиво завязать шарф на шее и полюбоваться тем, каким замечательным он получился.
Холодный батик
Большинству из нас хоть раз доводилось восхищаться необычайной красоты расписанными вручную платками или картинами из тонкой ткани, увиденными на арт-выставке, по телевизору или в интернет. А может кому-то посчастливилось стать обладателем этой красоты, искусно сделанной руками мастера. Это и есть батик – техника росписи по ткани специальными красками для создания рисунка с четким контуром. Батик объединяет в себе несколько техник росписи – горячий способ, холодный способ, свободная роспись, роспись по мокрой ткани для создания эффекта акварели, узелковый батик. Искусство батика пришло к нам издалека – из Индонезии. В переводе «батик» означает «капля воска»: местные мастерицы наносят расплавленный воск на шелковую ткань для создания четкого контура будущего рисунка, который не дает растекаться краске. После покраски воск снимается – в этом и заключается горячий способ батика. Таким способом можно создать сложные узоры и орнаменты, не даром индонезийский батик ценится во всем мире:
Но более простым и популярным способом, с которым мы и предлагаем познакомиться в мастер-классе, является холодный батик. Здесь вместо воска используется уже готовый к использованию состав, который наносится на ткань для создания контура. Его можно купить в любом специализированном магазине.
Что вам понадобится для работы?
Ткань. Мастера советуют использовать только натуральные ткани – шелк, хлопок, лен, так как работа с ними дает предсказуемый эффект при нанесении краски и сушке изделия. Но на практике ткани со смесовыми составами выглядят ничуть не хуже. Главное, чтобы ткань достаточно хорошо могла впитывать жидкость
Натуральные ткани лучше предварительно постирать, так как они после стирки могут дать усадку.
Рама или подрамник, на которую будет натянута ткань, так как важно, чтобы ткань имела хорошее натяжение. Для небольших изделий можно также использовать вышивальные пяльцы.
Специальные краски по ткани. Краски бывают акриловые и водорастворимые
Какие выбрать – зависит от того, что вы хотите сделать. Акриловые довольно плотно ложатся на ткань, поэтому не подойдут для росписи мягких вещей, каких как шелковый шарфик или платок, так как вещь будет стоять «колом», но зато они хорошо подходят для росписи картин, х/б футболок и холщевых сумок. В этом видео мастер-классе, в котором вместе с мастером вы научитесь расписывать панно, используются акриловые краски.
Также краски отличаются по способу закрепления рисунка – утюгом, горячим паром, специальным раствором или свободное застывание. Самый быстрый и простой способ, который больше всего подойдет новичкам – проглаживание утюгом. Способ сушки обязательно будет указан в инструкции к краске, поэтому читайте внимательно перед покупкой.
Для начала можно обойтись красками (а они не дешевые) основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый. Другие цвета и оттенки можно получить путем смешивания основных цветов. По аналогии с красками для рисования на бумаге, чем больше вы разведете краску водой, тем менее насыщенный получится оттенок.
- Контурная краска по ткани, которую также называют резервом. Резерв продается в тюбике с узким носиком, которым удобно наносить тонкие линии по контуру рисунка – они предотвращают растекание краски по ткани, позволяя создавать четкие формы. Резерв бывает разных цветов – белый, черный, золото, серебро, медь, бесцветный и др. для воплощения любой вашей фантазии.
- Кисти для рисования. Лучше использовать специальные кисти для текстиля: они имеют плотный ворс, который не растопыривается в разные стороны при надавливании. Толщина кисти зависит от величины рисунка и его деталей.
- Две емкости с водой для промывки кисточек
- Палитра, на которой вы будете смешиваться основные цвета
- Заранее подготовленный рисунок на бумаге, который вы хотите запечатлеть на ткани. Его можно нарисовать самому или распечатать на принтере готовую картинку. Лучше если он будет, как в детской книжке-раскраске – с четкими линиями и контурами.
Готовы? А теперь познакомимся, как это делает мастер:
Дополнительные материалы
Существует множество приспособлений, способных облегчить работу мастера:
- Палитра. Необходима для получения красивых оттенков, уменьшения яркости цвета (разбавления). Использование палитры помогает избежать попадания соринок в баночку. Кроме того, оставаясь большую часть времени закрытой, краска долго не густеет и не высыхает.
- Планшетка. На нее натягивают ткань. Планшетка одновременно служит подрамником, растягивающим материал, и защитным экраном от просочившегося пигмента.
- Контуры и маркеры по ткани. Помогают сделать рисунок выразительным. Контуры выдавливаются из небольшого удобного тюбика, оставляя ровную и тонкую полоску. Самые популярные цвета – черный, серебряный и золотой.
- Резерв. Задействуется в технике холодный батик. Резервом обводят элемент рисунка по контуру. Он создает невидимую границу, которая как бы запирает краску внутри. Помогает избежать потеков.
- Специальный карандаш для набросков. Представляет собой маркер, который исчезает самостоятельно или смывается водой. С ним можно быть уверенным, что набросок на готовом рисунке не будет проглядывать.
Мастер-класс: роспись по шелку
Если вы новичок, ищите МК для начинающих, иначе запутаетесь в деталях, которые признанные мастера могут опустить в своем изложении хода работы.
Вам понадобятся:
- шелк;
- рама для ткани + 4 кнопки;
- контур-резерв;
- фантомный маркер или карандаш;
- краски по шелку, 5 цветов;
- декоративная соль;
- круглая синтетическая кисть № 3,4.
Сделайте эскиз будущего изображения на обычной бумаге. Лучше использовать фломастеры или маркеры, чтобы контур рисунка хорошо просматривался под шелком. Нанесите ткань на раму, закрепите.
Далее действуйте так:
- 1. Под тканью поместите рисунок, он должен хорошо просвечивать. Шелк натягивать нужно туго, складок быть не должно.
- 2. Рисунок нужно обвести специальным фантомным маркером. Он либо сам смоется через сутки, либо легко удалится водной краской в ходе росписи.
- 3. На границы рисунка нанесите резервирующий контур. Он должен лежать на ткани непрерывной линией, ведь его функция – не дать краскам растекаться, ограничить это. Наносить контур следует слева направо.
- 4. С помощью контура нужно нарисовать лаконичную рамку для изображения.
- 5. Через полтора часа контур подсохнет, на шелк можно наносить краски. Не забывайте пользоваться палитрой, как если бы работали с акварелью. Если краска растекается, значит, вы неаккуратно нанесли контур (в таком случае следует уменьшить количество краски на кисти). Удалить аккуратно растекшуюся краску можно водой и ватной палочкой.
- 6. После того, как раскрасили элементы рисунка, пора приступать к зарисовке фона. Чтобы декоративно усовершенствовать работу, нанесите на ткань специальную соль.
В следующем видео представлен мастер клас по свободной розписи по шелку.
Особенность батика в том, что нарисовали вы примитивную розу или фантазийный узор, если сам рисунок лаконичен и четок, а работа с краской прошла без ошибок, даже максимально простые композиции будут выглядеть ярко. Попробуйте познакомиться с росписью по шелку, выполняя несложный мастер-класс. Когда первая проба будет завершена, захочется совершенствоваться, браться за сложные проекты.
Если батик из хобби перерастет в ремесло, способ заработка, навыки следует развивать. Придется изучить законы текстильной графики, практиковаться в принятии тоновых, цветовых, графических решений.
Композицию художники выстраивают в соответствии с принципами целостности восприятия, цветов и контрастов форм, выразительности объемов и линий. Движение и покой, статичность и динамику, свежесть и зной, теплое и холодное настроение – это задает работе художник росписи по ткани. Почва для творчества самая плодотворная!
Виды росписи по ткани
Главная особенность техники батик — разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:
- Горячий батик. Он подразумевает разделение деталей рисунка с помощью горячего воска, нанесенного на ткань по контуру рисунка. Он наносится специальным инструментом — чантингом. С этого вида батика началась история этой техники в целом и появилось ее название.
- Холодный батик. Появился намного позже с развитием химического производства. В нем применяется специальный резервирующий состав, похожий на гель и застывающий после нанесения на ткань. Его рецепт содержит бензин и клей, поэтому варить резерв в домашних условиях небезопасно. Так что лучше приобрести готовый набор. Холодная техника требует меньшее количество усилий, чем горячий батик, так как нанести специальный состав куда проще, да и ведёт он себя послушнее. К тому же люди стали использовать специальные жидкие краски по ткани, что тоже облегчает творческий процесс. Эта техника хорошо подходит для начинающих.
- Узелковый. Не предполагает нанесения резерва на ткань. Рисунок создаётся путем завязывания на ткани узелков в определенных местах, а затем окунания всей материи или ее частей в краску. Благодаря узелкам создаются неповторимые разводы, которые прекрасно выполняют роль лепестков цветов, листьев и бутонов.
- Шиборинг. Близок к узелковому батику и представляет собой создание рисунка на ткани путем прессования определенных ее частей. Шиборить можно на шерстяных изделиях, в том числе и сваленных, а также на шёлке.
- Свободная роспись по ткани. В ней не используется контур, а потому цвета плавно переходят друг в друга. Эта техника не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь на материю краска ложится совсем по-другому, нежели на бумагу.
https://youtube.com/watch?v=Io7RK3yRHgw
Как изготовить раму
Четыре деревянных бруска необходимой длины скрепляем между собой саморезами по углам, чтобы в итоге у нас получилась квадратная или прямоугольная рамка. Толщина бруска может быль любой, но лучше брать не очень тонкий брусок (во время работы раму с натянутой тканью нужно положить на ровную поверхность так, чтобы ткань не соприкасалась с поверхностью).
На раму при помощи канцелярских кнопок закрепляем ткань. Можно крепить слегка влажное полотно. Сначала прикалываем углы, затем фиксируем кнопки по центру каждого края, следом крепим все остальные кнопки.
Краски, резерв и инструменты Красок для тканей существует много, как отечественного, так и импортного производства. Обязательно покупайте краску в специализированном магазине, так как от качества краски будет зависеть внешний вид изделия и его долговечность.
Резерв для холодного батика может быть различного состава. Можно купить готовый резерв или сделать его самим.
Возможный состав резерва для холодного батика:
- Резиновый клей — 200 г, бензин — 250 г, пчелиный воск — 50 г.
- Резиновый клей — 200 г, бензин — 250 г, парафин — 50 г.
- Резиновый клей — 215 г, бензин — 200 г, вазелин — 85 г.
Для приготовления резерва можно использовать металлическую или стеклянную банку. Банку помещают в металлическую посуду (ковш, кастрюлю). Варят резерв на водяной бане.
Сначала в банку кладут парафин, потом — резиновый клей и остальные добавки
Бензин вливают в последнюю очередь осторожно и постепенно. Это делается для того, чтобы при необходимости можно было уменьшить или увеличить количество бензина в зависимости от густоты полученной массы
Всё хорошо перемешивают и снимают готовый резерв с электроплиты. Хранить резервную смесь нужно в банке с плотно закрытой крышкой. Обязательно соблюдайте меры противопожарной безопасности и не забудьте открыть окна, чтобы проветрить помещение.
Исторические корни традиционной школы художественной росписи ткани
Художественная роспись ткани — это разновидность художественного текстиля. который представляет собой один из важных разделов декоративно-прикладного искусства. Ручная художественная роспись тканей своими корнями уходит в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на ткани уже можно встретить на страницах «Естественной истории». Этот древний способ украшения ткани был известен на Руси. в Армении, Азербайджане. Широкой популярностью он до сих пор пользуется в Индонезии. Еще в 18 веке в Китае появляется роспись ткани на основе воска. Искусство Востока оказало существенное влияние на черты декоративно-прикладного искусства России. О чем во второй половине XIX в. указывал В.В.Стасов, подчеркивая особенности сюжетного характера изображений в декоративно-прикладном искусстве и раскрывая традиционную культуру и мировоззрение народа (137). Позднее в трудах В.С.Воронова были заложены основы изучения русского народного декоративно-прикладного искусства, его разнообразные внешние и внутренние связи. Он убедительно доказал коллективное начало, заложенное в творчестве русского народа, что оказало серьезное влияние на возникшие позднее промыслы. Уже в 20-е годы нашего столетия встала задача «перенесения» непреходящей красоты с предметов уходящего крестьянского быта на современные предметы, а также задача сохранения старых промыслов и их адаптация к новой среде. Это позволило проследить связь народного искусства с окружающей средой и исторической действительностью на разных этапах развития художественных традиций. В традиционное народное искусство входили постепенно новые элементы меняющейся действительности. Многоукладность быта позволила в середине XIX в. сохранить в отдельных районах России промыслы и ремесла.
Интерес русской интеллигенции к творчеству народа во второй половине XIX в. в некоторых аспектах повлиял на судьбу художественных промыслов. Развивались рыночные отношения, земства создавали кустарные склады и магазины, которые занимались реализацией изделий народных мастеров. Устраивались школы, где мастера-художники обучали детей крестьян и взрослых ремеслу. Передовая художественная интеллигенция способствовала формированию общественного мнения, вкусов и моды на изделия народных промыслов. С помощью интеллигенции в Московских губерниях сохранились и поддерживались еще до революции артели, которые объединяли кустарей художественных промыслов: Загорская артель игрушки, образованная в 1913 г.. артель федоскинской миниатюрной живописи, созданная в 1910 г., артель вологодских кружевниц, возникшая в 1917 г. В 1931 г., под Москвой (на станции Тарасовка) была создана артель ручной росписи ткани с использованием запарной набойки по холсту.
Резонанс Всемирной выставки, проходящей в 1925 г. в Париже, на которой большой успех имели изделия кустарной промышленности России, в частности одежда с применением ручной вышивки и росписи (модели Н.Ламановой и Т. Макаровой), стимулировали возрождение этой отрасли в России(139). В артель в Тарасовке были привлечены художники, которые при непосредственной консультации умельцев-кустарей и мастеров ручной набойки возобновили этот старый вид художественного ремесла, ставший одной из статей экспорта изделий за пределы России.
Естественно, что проблема перспективы и развития традиционных видов прикладного искусства, как одной из форм этнического сознания решались неоднозначно и целью многих исследований являлось доказательство адекватности современных форм бытования предметов декоративного искусства традиции этнического сознания сегодняшней России.
Исследование корней традиционной школы художественной росписи тканей нами раскрыто по четырем различным направлениям:
1. Разные виды художественного оформления тканей.
2. Мировой исторический опыт.
3. Российский исторический опыт.
4. Современная художественная роспись тканей в России. Как показывает опыт мировой истории, искусство художественной росписи тканей известно с глубокой древности.
Прежде всего следует отметить, что первой тканью, которую расписывали был шелк. Появившиеся в Китае, затем в Индии, Японии и Корее шелковые ткани украшались в соответствии со вкусом и мастерством художников. Причем каждая страна вносила в искусство художественной росписи тканей свои национальные особенности.